Кислое молоко верните в магазин. Газета "Республика Башкортостан", №119

Некоторое время назад в нашей газете была опубликована статья журналиста Садита Латыпова «Нестандартизированный стандарт». Отклики, которые идут в редакцию, заставили вернуться к «потребительской» теме.

Серия телепрограмм «Среда обитания» наводит на зрителя тихий ужас икаждыйраз заставляет задаваться вопросом: что же теперь есть, пить и чем лечиться? Надо отдать должное Первому каналу — он постоянно открывает нам глаза на те или иные продукты, учит определять, насколько безопасен их состав. Однако вся эта кипучая деятельность очень напоминает ситуацию, когда врач лечит болезнь, но не больного. И если вчера производитель честно указывал на этикетке, что подмешал в томатный соус нечто под кодом Е-211 (а в Интернете вы легко найдете, что это натриевая соль бензойной кислоты, способная спровоцировать онкологическое заболевание), то завтра он просто напишет на ней слово «консервант», причем рядом будет гордо красоваться аббревиатура «ГОСТ».

Вы заметили, многие покупатели имеют сейчас при себе лупу, чтобы прочесть, что же входит в состав продукта, — люди стали внимательнее относиться к еде. Однако найти действительно натуральный продукт сегодня непросто — консерванты добавляются почти во все, без чего не обходится стол среднестатистического россиянина — в хлебобулочные изделия, творожные сырки, соки, майонез, томатную пасту, конфеты, мороженое, всевозможные приправы, о колбасе уже и не говорю. Химия врывается в нашу жизнь в буквальном смысле с молоком матери, и поделать с этим ничего невозможно — ведь если все эти «Е» используются, значит, они, как минимум, официально не запрещены. В обществе же сформировалось стойкое убеждение в том, что продукты, «сдобренные» всевозможными эмульгаторами, улучшителями вкуса, лучше не употреблять. Однако ни многочисленные контролирующие органы, ни Минздравсоцразвития это не слишком волнует — прямых же последствий нет. Не озабочены этим вопросом ни политические партии, ни заседатели многочисленных дум или общественных палат. Главное — прилавки полны, а народ — ну, что народ, он все схавает.

Однако россияне становятся все разборчивее и считают свои желудки не менее нежными, чем желудки европейцев, которые, кстати, испытывать на прочность «химическим коктейлем» запрещено. В итоге возникает чувство абсолютной незащищенности в ситуации, когда производитель в погоне за прибылью пичкает нас бог знает чем, а властным структурам на это, по большому счету, наплевать.

— А что вы хотите, — говорит эксперт Управления РБ по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции Э. Ж. Зверева, которая давно занимается подобными вопросами и знает проблему изнутри, — если проверки сейчас разрешено проводить только раз в три года, а сертификацию продукции отменили вовсе? Остается только одно — всем нам нужно стать грамотными потребителями, внимательно изучать этикетки товаров — и продовольственных, и всех других.

Кстати, надо отдать должное сотрудникам управления — они много делают для того, чтобы помочь самым обычным людям. От них здесь не отмахиваются, как от назойливых мух, помогают составить претензию, объясняют, какие права имеет покупатель или в чем он не прав сам — такое ведь тоже бывает. При мне почтенный аксакал в тюбетейке, приехавший с окраины города, под диктовку специалиста как раз писал заявление по поводу вышедшего из строя холодильника.

Слух об отзывчивости сотрудников управления разошелся далеко, и сюда обращаются с самыми разными вопросами, иногда даже и непрофильными — например, жалуются на недоплату пенсии.

— Мы никому не отказываем, — говорит Э. Ж. Зверева. — Беремся за дела даже с минимальным ущербом. Но чтобы эффективность нашей работы была выше, плотно сотрудничаем с местными администрациями, проводим семинары на торговых предприятиях и делаем при этом упор на новации в законодательстве и особенно — на культуру обслуживания, ведем широкую просветительскую деятельность. Наша задача — не только выявить и наказать за нарушения, но и предупредить их. Именно поэтому дважды в месяц выезжаем в районы, проводим «горячие линии», а в Уфе возле магазина «М-видео» в торговом центре «Мир» по четвергам работает консультационный стол.

Многие споры между продавцами и покупателями удается решить в досудебном порядке. Только в 2009 году торговые предприятия вернули гражданам более 2 млн рублей. Ну, а если не удается договориться миром, тогда вопрос решается в суде — заметим, в подавляющем большинстве случаев в пользу потребителя. Кстати, составить исковое заявление в суд вам помогут в управлении, в частности, в отделе защиты прав потребителей и предупреждения правонарушений на потребительском рынке.

Э. Ж. Зверева, главный специалист-эксперт этого отдела, может рассказать массу интересных и поучительных историй, из которых следует, что мы очень мало знаем о своих правах, и этим пользуются недобросовестные предприниматели.

Вот один из таких случаев. Девушка и двое ее друзей зашли в обычное кафе: она — выпить чашку кофе, молодые люди — по кружке пива. Как вы думаете, во что могут обойтись такие скромные запросы? Ну, рублей в 200. Однако счет им принесли на 400 с лишним. Оказалось, с каждого взяли по 50 рублей за музыкальное сопровождение. Вот только музыка была записана на носитель и транслировалась через динамики, и накрутка, разумеется, была незаконной. Очень часто посетителям клубов и кафе приходится покупать так называемый входной билет, что также противоречит правилам. Вас могут попросить купить входной билет, но только если в этот день администрация клуба пригласила выступить для своих гостей какую-нибудь знаменитость и объявила об этом. Тут все понятно — платим за эксклюзив. В ином случае это будет навязанная услуга.

Эльвира Жанновна часто бывает в школах, колледжах, учит ребят быть грамотными потребителями и обязательно передавать полученную информацию родителям.

— Я все время говорю ребятам: обязательно смотрите на этикетки и выбирайте продукты с меньшим количеством этих самых злополучных «Е». Ситуация такова, что мы не можем воспрепятствовать использованию этих компонентов — они разрешены нормативами. Но никто вам не скажет, как та или иная пищевая добавка скажется на вашем здоровье, ведь все мы разные: у одного диабет, у другого повышенная чувствительность к искусственным красителям — все индивидуально. И потребитель должен знать, что ему можно, а что нельзя.

Э. Ж. Зверева напутствует: не бойтесь отстаивать свои права. Каждой хозяйке знакома ситуация: купила в магазине пакет молока, а оно оказалось кислым. Что мы делаем при этом? В лучшем случае замешаем на нем блины и никогла — не возвращаем в магазин. А там потирают руки: прокатило! А вот если бы один покупатель вернул продавцам некондиционный товар, другой — глядишь, и заставили бы мы себя уважать.

Помнится, младореформаторы, убеждавшие россиян в преимуществах рыночной экономики, обещали товарное изобилие. Их обещания сбылись. Вот только количество перешло не в то качество, о каком мечталось. И в этих условиях, пока государство не озаботилось тем, что мы с вами едим, надо держать ухо востро. Иначе превратимся в homo sapiens с пищевыми добавками.

Комментарии (0):

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.