КРАСИВАЯ ОБЕРТКА "ГОРБАТОГО ЗАПОРОЖЦА". Газета "Версия" от 12.03.2010 года

Многие автолюбители еще из школьного курса географии знают, что Башкирия находится далеко от Японии: Но насколько далеко, можно себе представить, сравнивая две информации. Первая - это сообщение на весь мир фирмы "Тойота", отзывающей миллионы изготовленных ею автомобилей для того, чтобы бесплатно исправить недавно выявленный конструктивный дефект. И вторая - репортаж о незавидной судьбе местных автолюбителей, пытающихся вернуть к жизни свои "транспортные средства" на местных предприятиях автосервиса. Почему автолюбители остаются один на один с дефектной машиной?

Завлекли гарантией

Если вы собрались купить бытовую технику - будь то стиральная машина или холодильник, не забудьте поинтересоваться, есть ли в Башкортостане сервисный или официальный дилерский центр этого производителя. А иначе может произойти анекдотичная ситуация, когда руководство магазина предложит вам для ремонта, к примеру, сломанной плиты съездить самим: в Казань, потому что у них, как и в местных мастерских, нет запчастей. И это, считайте, вам несказанно повезло. Ведь могут отправить и в Китай. Технику посолиднее, например, автомобили, лучше покупать только у официальных дилеров. Всю ценность этого совета вы поймете, как только сами окажетесь в подобной ситуации. Так давайте лучше учиться на чужих, а не на своих ошибках:
     В конце 2008 года житель Уфы Асхат Баязитов купил в автосалоне "Акцент Моторс" ООО "Стандарт АМ" автомобиль "SENS-TF698Р91" за 250 тысяч рублей. Для тех, кому ничего не говорит марка этой машины, поясню. Это переделанная под руководством специалистов "Дэу" копия популярного в России американского автомобиля "Chevrolet Lanos". Машину делают на Украине, на Запорожском автомобилестроительном заводе, где несколько десятилетий подряд штамповали "Запорожец". Украинские производители реализуют свою продукцию по относительно доступной цене. Что и определило выбор Асхата Баязитова. Фирма-продавец пообещала покупателю гарантийное обслуживание в течение 36 месяцев либо до пробега в 100 000 километров (на выбор). Однако долго радоваться покупке уфимцу не пришлось. Вскоре у машины обнаружились дефекты. Рассказывает Асхат Баязитов:
     - В процессе эксплуатации "SENSа" дефекты проявлялись один за другим: быстро разряжалась аккумуляторная батарея, происходили сбои в работе датчика температуры охлаждающей жидкости. Сильный шум при работе двигателя и гул в коробке передач, затрудненное включение задней скорости коробки передач и постоянные утечки масла двигателя и тосола отбивали желание садиться за руль. В конце концов, я решил пригнать машину в автосалон "Акцент Моторс". Каково же было мое удивление, когда я узнал, что ООО "Стандарт АМ" не является официальным дилером украинского завода и не может проводить гарантийное обслуживание "SENS". Мою письменную претензию работники автосалона долго под различными предлогами не принимали. И тогда я отправил ее заказным письмом с уведомлением о вручении. В претензии попросил провести гарантийный ремонт машины и предоставить мне адрес специализированного центра по гарантийному ремонту и техническому обслуживанию автомобиля марки "SENS".
     Только подключив Управление РБ по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции, Баязитов смог узнать адрес официальных дилеров Запорожского автозавода в Башкортостане. Для этого специалистам управления пришлось сделать письменные запросы во все автосалоны республики. Дилера с горем пополам нашли. Правда, толку от этого оказалось немного. Официальный дилер ООО "Альянс-Авто" отказался выполнять обязательства, данные другим продавцом. Свой отказ мотивировал тем, что автосалон "Акцент Моторс" ООО "Стандарт АМ" дал больший срок гарантии (вместо двух лет от завода-изготовителя они пообещали три года). И хотя у машины Баязитова не прошел заводской срок гарантии, в ремонт ее не взяли. Видимо, работникам ООО "Альянс-Авто" не понравилось, что уфимец в категоричной форме требовал от дилера 36 месяцев гарантии (сейчас, когда к разбирательству подключились официальные инстанции и журналисты, представители ООО "Альянс-Авто" категорически отрицают факт обращения к ним Баязитова.)
     Тогда расстроенный автолюбитель обратился в суд, искренне надеясь, что на его защиту встанет правосудие. Увы, этого не произошло. В спорах покупателя и продавца о качестве продукции в случае отрицания продавцом наличия дефектов проводится экспертиза технического состояния. Она должна подтвердить (или не подтвердить) наличие дефектов и их характер. С машиной Баязитова экспертизу не проводили, что повлекло отказ в иске. Можно понять Баязитова: у него нет сомнений в неисправности машины, но в юридических спорах имеют значение многие факторы, в том числе и происхождение дефектов. Ведь они могут возникнуть и по причине неправильной эксплуатации. Наверное, поэтому суд и отметил в решении: "Материалы дела не содержат доказательств наличия существенных недостатков товара. Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для расторжения договора купли-продажи".

Ау! Дилер!
     Так как по существующей практике служители Фемиды не дают комментарии по уже вынесенным ими решениям, за разъяснениями мы обратились в Управление РБ по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции. Главный специалист-эксперт отдела по защите прав потребителей и предупреждения нарушений на потребительском рынке Эльвира Зверева объяснила:
     - ООО "Стандарт АМ" в 2008 году не было официальным дилером завода-изготовителя. Между ними заключалось не дилерское соглашение, а обычный договор поставки, или, как его еще называют, агентский договор. Он был краткосрочным. А в сервисной книжке завода-изготовителя написано, что "продажей и дальнейшим гарантийным обслуживанием автомобиля могут заниматься только официальные дилеры завода-изготовителя". Это значит, что ООО "Стандарт АМ", равно как и другие фирмы-продавцы, не имело права брать на себя обязательства по гарантийному обслуживанию машины. К сожалению, наши покупатели, не разбираясь в юридических тонкостях, обычно идут в тот салон, который больше им обещает. Фирмы-продавцы, не являющиеся официальными дилерами заводов-изготовителей, зачастую дают больший срок гарантии, чем производители и дилеры. Это делается ими для того, чтобы завлечь клиентов. Да вот только выполнить взятые на себя обязательства они чаще всего просто не могут. Однако неразбериха с дилерами не должна оставлять покупателей один на один со своей бедой. Если дефекты машины возникли по вине завода-изготовителя, то покупатель вправе настаивать на расторжении договора купли-продажи и взыскании ущерба с продавца.
     Баязитова решение суда не устроило, и он подал кассационную жалобу. Она еще не рассмотрена. А пока Верховный суд РБ решает дело в кассации, я просмотрела форумы автовладельцев и лишний раз убедилась, что наш горемыка далеко не одинок. Форумы полны негативных отзывов автовладельцев "SENS". Большинство жалуются на невысокое качество двигателей, коробку передач и чрезмерную прожорливость корейско-украинской машины. Много недовольных и из Башкортостана. С одним из них, жителем Благовещенска, нам удалось пообщаться. Вот что рассказал Динар Нуриев (имя и фамилия автовладельца по его просьбе изменены):
     - Моя история похожа на истории сотен других обладателей продукции ЗАЗа. Я купил автомобиль в Уфе в ООО "КМ/Ч-академия" за 230 тысяч рублей в августе прошлого года. Продавец обязался обслуживать автомобиль в течение гарантийного срока. За четыре месяца я четырежды обращался в автосалон с одними и теми же жалобами. Двигатель глохнет на холостом ходу, идет постоянный перерасход топлива. В мастерской ООО "КМ/Ч-академия" принимались меры по устранению этих недостатков, но они проявлялись вновь. В конце концов, я был вынужден обратиться к официальному дилеру ЗАЗа в Уфе - в ООО "Альянс-Авто". Там, осмотрев машину, меня огорошили: "параметры прошивки электронного блока управления не соответствуют нормам РСО, требуется перепрошивка". Однако они за это дело не берутся, так как техника уже ремонтировалась другими. Я тоже обращался за помощью в Управление РБ по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции. Там помогли мне составить претензию фирме-продавцу. Я надеялся, что ООО "КМ/Ч-академия" вернет мои деньги, расторгнув со мной договор купли-продажи. Но фирма-продавец посчитала, что "в автомобиле существенные недостатки отсутствуют", и предложила "по всем вопросам качества автомобиля обратиться к продавцу либо производителю автомобиля". На Украину я, конечно, перепрошиваться не поеду. Однако и кататься на такой проблемной машине я больше не хочу. Ведь она то и дело глохнет на ходу. Сейчас вот сижу и жду, когда "Альянс-Авто" привезет оборудование для перепрошивки электронного блока управления двигателя и возьмется за устранение дефектов моей машины. Придется ли мне самому платить за перепрошивку, или за нее рассчитается "КМ/Ч-академия", я точно вам сказать не могу. Но одно знаю совершенно определенно - я проклинаю тот день, когда купил эту машину...

Отвечать за других не намерены
     А вот как прокомментировал сложившуюся ситуацию по поводу гарантийного ремонта автомобилей "SENS", которые сейчас официальным дилером продаются под маркой "Chance", инженер по гарантии ООО "Альянс-Авто" Д.Аюпов:
     - Мы осуществляем гарантийный и постгарантийный ремонты автомобилей ЗАЗ "Chance" независимо от места приобретения автомобиля в соответствии с проводимой нами гарантийной политикой и законом "О защите прав потребителей". При самостоятельном устранении дефектов автомобиля важно, чтобы клиент либо фирма, осуществляющая их устранение, не вносила изменений в конструкцию автомобиля и действовала в строгом соответствии с технологией ремонта. Если вмешательство в конструкцию автомобиля привело к неисправности, то она должна устраняться за счет самого владельца машины либо фирмы, которая это вмешательство производила. ООО "Альянс-Авто" не обязано брать на себя обязательства по ремонту автомобиля, выполненному третьими лицами, и гарантийные обязательства сторонних организаций, так как не уполномочено на это действующими договорами.
     Специалисты, знающие ситуацию на Запорожском автозаводе изнутри, утверждают, что "SENS" проектировался в относительно короткие сроки. Сложно сказать, что послужило причиной, но качество продукции этого автогиганта часто критикуют. На машинах этой марки нередки технологические недоработки и заводские дефекты. Как нам стало известно из хорошо осведомленных источников, многие автосалоны Башкортостана из-за большого числа жалоб недовольных покупателей намерены сократить поставку в республику автомобилей марки "Chance" ("SENS"). Исключение составляют лишь дилеры, которые, по их уверениям, будут увеличивать объемы поставок и реализацию автомобилей ЗАЗ Chance. Остается только пожелать автосалонам республики, чтобы они не бросали на произвол судьбы автовладельцев, у которых, к сожалению, часто возникает потребность в ремонте. Ведь от технического состояния машин зависят жизнь и здоровье наших автолюбителей, пассажиров и пешеходов. И об этом руководителям автосалонов нельзя забывать ни на секунду.

Комментарии (0):

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.